(Поспелов Василий Иванович; 1818, с. Кадное Ефремовского у. Тульской губ.- 16.01.1896, г. Кириллов Новгородской губ.), прп. (пам. 22 сент.- в Соборе Тульских святых), архим. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря. Род. в многодетной семье приходского свящ. Иоанна Михайловича Поспелова. Один из братьев И.- еп. Муромский, викарий Владимирской епархии, Андрей (Поспелов). В 1834-1838 гг. В. Поспелов учился в Тульской ДС. Поскольку семья жила бедно, семинарист не имел денег на книги и переписывал от руки все учебные курсы, на каникулы в родное село обыкновенно отправлялся пешком. Невзирая на стесненные обстоятельства, успешно окончил семинарию и в 1838 г. поступил в МДА. Его преподавателями были архим. Филарет (Гумилевский), иером. Филофей (Успенский), иером. Платон (Фивейский), протоиереи Ф. А. Голубинский и А. В. Горский. В МДА Поспелов увлекся рус. историей, получил необходимые навыки архивной работы.
На последнем курсе 6 апр. 1842 г. И. был пострижен в монашество Московским митр. свт. Филаретом (Дроздовым), 12 апр. рукоположен во диакона, 29 июня того же года - во иерея. По окончании академии с 1842 г. преподавал в Орловской ДС библейскую историю, с 1845 г. был инспектором Харьковской ДС. За труды на «учебно-воспитательном поприще» И. был награжден набедренником (17 дек. 1843), палицей (6 янв. 1846), наперсным золотым крестом (22 мая 1847) и денежной премией от Святейшего Синода; «за ревностную проповедь Евангелия» И. была объявлена признательность архиеп. Херсонского свт. Иннокентия (Борисова). 30 июля 1849 г. И. был возведен в сан архимандрита и в 1850 г. назначен благочинным мон-рей Харьковской епархии. Архиеп. Филарет (Гумилевский) рекомендовал И. как «человека строго монашеской жизни, очень исправного и благонадежного»; в 1852 г. И. был назначен настоятелем церкви при рус. посольстве в Риме; накануне отъезда он испросил разрешение Святейшего Синода на постоянное ношение монашеской одежды в Риме. Он не только строго исполнял устав и предписания Церкви, но требовал того же от других. Следствием возникающих по этому поводу конфликтов стало поданное И. прошение об увольнении. Перед возвращением в Россию посетил Бари, поклонился мощам свт. Николая Чудотворца. Эту поездку И. описал в отдельной книге. За «отлично-усердную службу» в Риме был награжден орденом св. Анны 2-й степени (20 авг. 1855).
С 1855 г. нек-рое время жил в Новоспасском московском в честь Преображения Господня монастыре, затем был назначен настоятелем Зеленецкого во имя Святой Троицы монастыря. Получил благодарность императора за пожертвование в пользу морских чинов, потерявших имущество в Севастополе во время Крымской войны 1853-1856 гг., и памятный бронзовый крест на владимирской ленте.
С 19 марта 1857 г. настоятель Кириллова Новоезерского в честь Воскресения Господня монастыря на Красном о-ве в Белозерском у. Здесь И. организовал больницу, в к-рой на излечении находилось 10 монахов, а также получали необходимую помощь все приходившие богомольцы. С присущей ему принципиальностью новый настоятель взялся за установление монастырского порядка в жизни братии, основной недостаток к-рой видел в злоупотреблениях вином. И. запретил белозерскому земскому исправнику и управляющему белозерской акцизно-откупной компанией размещать на Красном о-ве т. н. выставки, где торговали вином во время местных ярмарок, чем нажил себе немало недоброжелателей. Тогдашний благочинный белозерских мон-рей кирилловский архим. Феофан вступился за «древний» обычай проводить ярмарки около обителей, он писал И.: «Вы отказом своим учиняете урон и казне и вверенному Вам монастырю». И. удалось только отодвинуть размещение «выставок» на 5 верст от стен монастыря (переписку по поводу этих событий см.: РГАДА. Ф. 1441. Оп. 3. Ед. хр. 1853. Л. 150-157 об.). И. стал настоятелем Кириллова Белозерского мон-ря 10 янв. 1866 г. В преддверии 500-летнего юбилея древней обители под рук. И. начались ремонтные и реставрационные работы, перестраивались иконостасы, были систематизированы старый монастырский архив и б-ка. Но главное, к чему стремился И.,- это восстановить в обители дух истинного монашества. В первые дни 1-й и Страстной седмиц Великого поста ворота мон-ря закрывались для мирян, настоятель вкушал лишь 1 просфору в день. На протяжении мн. лет И. добивался вывода с территории мон-ря ДУ и уездной тюрьмы, находившихся здесь с XVIII в. На строительство нового здания для уч-ща он пожертвовал кирпичи и большую сумму денег. И. вел дневник, в к-ром записывал все нарушения устава, допущенные братией, а по ночам посещал кельи иноков, как это делали древние игумены. Неодобрительно относился к хождениям братии по кельям. «Не вернется монах в келью таким, каким он вышел из нее»,- говорил он инокам. Сам никогда не употреблявший вина, И. строго запретил приносить его в обитель. При нем прекратились праздничные угощения с вином в кельях настоятеля, в трапезной - «водочные порции братии», за монастырские стены был выведен винный склад, сдававшийся в аренду (ранее размещался в башнях обители).
Много времени и внимания И. уделял мон-рям, входившим в его благочиние,- Моденскому, Ниловой Сорской пуст. и др. Изучив состояние обителей, он решил, что для духовного возрождения рус. мон-рей необходимо организовать их внутреннюю жизнь в соответствии с уставами прп. Кирилла Белозерского и прп. Нила Сорского. В отзыве о готовившейся реформе общежительных мон-рей, поданном им в Новгородскую духовную консисторию, И. предлагал брать с настоятелей письменное обязательство, что они будут соблюдать устав прп. Кирилла и «Предание» прп. Нила (РГАДА. Ф. 1441. Оп. 2. Ед. хр. 1965. Л. 5 об.; Ед. хр. 2004. Л. 133).
И. заботился о просвещении окрестного населения и занимался благотворительностью. В предисловии к кн. «Пастырь по отношению к себе и пастве» И. писал: «Поднятие нравственного и умственного уровня народа - вот та громадная задача, в решении которой наше духовенство по званию своему должно принять самое деятельное участие». В 1880 г. он был избран почетным попечителем Кирилловского ДУ. На собственные средства содержал неск. учеников уч-ща, в разное время снабжал деньгами тех, кто отправлялись учиться в ДС. Богомольцам в обители бесплатно раздавали книги.
12 янв. 1893 г. в монастыре была торжественно открыта церковноприходская школа. Благословляя детей иконой прп. Кирилла Белозерского, И. говорил: «Веру имейте, какую имел преподобный». За свой счет И. приобретал для школы учебники и письменные принадлежности. Первое время ученикам выдавали бесплатно хлеб на завтрак, а в праздники - булки, впосл. для учеников в городе устроили бесплатную столовую, на покупку провизии для к-рой настоятель тратил ок. 300 р. из личных сбережений. Ученики обеспечивались также обувью и одеждой. Следуя примеру настоятеля, братия мон-ря приняла решение выделять из братских сумм 30-40 р. в месяц для раздачи нищим. Кирилловский архимандрит оплачивал лекарства, к-рые раздавали неимущим в монастырской аптеке.В быту И. придерживался строгой нестяжательности. Иногда архимандриту, отдавшему все до последней копейки просителям, не на что было купить чаю, и он занимал его у своего келейника. После его кончины остались клобук, 2 рясы и шуба, «лишние» подрясник и рясу он сохранил как подарок еп. Можайского сщмч. Тихона (Никанорова). Пастырская и просветительная деятельность И. была отмечена наградами: он получил благодарность вел. кнж. Марии Александровны за поднесение ей своих сочинений (10 февр. 1862), орден св. Анны 2-й степени, украшенный имп. короной (10 марта 1866), орден св. Владимира 3-й степени (16 апр. 1872), знак Красного Креста (13 марта 1879), золотой наперсный крест с драгоценными камнями (17 апр. 1882).
И. был талантливым церковным писателем, живо интересовался рус. историей. В 1875 г. архимандрит впервые опубликовал Житие прп. Кирилла Белозерского, в 1880 г.- «Извлечения из архивных книг и дел Кирилло-Белозерского монастыря». По благословению И. преподаватель Кирилловского ДУ Н. П. Успенский составил обобщающий труд по истории Белозерского монастыря - «Летопись событий Кирилло-Белозерского Успенского монастыря 1397-1893 гг.» (КБМЗ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 40); ранее высказывавшееся в литературе предположение об авторстве И. ошибочно: сохранился рапорт И. от 15 февр. 1894 г. в Новгородскую духовную консисторию о составлении «Летописи...» Успенским (РГАДА. Ф. 1441. Оп. 4. Ед. хр. 41). Поводом для составления «Летописи...» послужили указы консистории о возобновлении летописания в церквах и мон-рях (1893). При составлении «Летописи...» была использована не только историческая лит-ра, но и документы монастырского архива. И. отредактировал сочинение Успенского, в тексте сохранилась его правка. По благословению И. на горе Мауре в окрестностях Кириллова была построена часовня в память о приходе прп. Кирилла в белозерские пределы. Также И. составил службу на обретение мощей прп. Кирилла Новоезерского и акафист святому. По просьбе кирилловского архимандрита А. Ф. Ковалевский написал акафисты прп. Кириллу Белозерскому и Смоленской иконе Божией Матери. В архивах сохранились переписка И. с Ковалевским и обращение И. в Новгородскую консисторию за разрешением на чтение в мон-ре сочиненного Ковалевским акафиста (Там же. Оп. 3. Ед. хр. 2114, 2266; КБМЗ. ОПИ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 22. Л. 15). Большой популярностью пользовались проповеди И., до революции они выдержали неск. изданий.
В 1892 г. при учреждении Кирилловского вик-ства Новгородской епархии И. отказался от предложенного ему епископского сана и остался настоятелем мон-ря. В том же году И. был избран почетным членом МДА «во уважение его 50-летнего ревностного служения церкви и духовному просвещению, совершаемому в духе древнего православия и строгого подвижничества». За 30 лет настоятельства в Кирилловом-Белозерском мон-ре И. приобрел глубокое уважение и любовь местного населения, к-рое почитало его как подвижника благочестия. Еще в 90-х гг. XX в. старожилы г. Кириллова рассказывали семейные предания о доброте и щедрости давно почившего архимандрита. Он погребен в обители у алтаря Успенского собора (сохр. надгробный памятник). При погребении И. присутствовало ок. 6 тыс. чел., притом что общая численность населения г. Кириллова составляла 4 тыс. Как прощальное напутствие всем богомольцам раздавалось отпечатанное «Слово на Рождество Христово», сочиненное кирилловским архимандритом. В 1987 г. И. был канонизирован (см.: Письмо из канцелярии управляющего Тульской епархией за № 158 от 10 февр. 2009 г. // Арх. ЦНЦ), его имя включено в Собор Тульских святых, установленный по благословению Святейшего Патриарха Пимена (Извекова) на основании рапорта архиеп. Тульского и Белёвского Максима (Крохи).